10 февраля 2013, Ребенок до года Shishlena

Физическое развитие детей до года. Таблицы веса и роста ребенка

60481 просмотр
Голосов: 0
article112.jpg

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела. Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.  Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение.

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела. Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.  Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА



Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

 
Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение.



Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

 

  • Рост;
  • Массу тела;
  • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
  • Статические функции (двигательные умения ребенка);
  • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

  

 

Возраст, мес.

Прибавка роста за месяц, см.

Прибавка роста за истекший период, см.

Месячная прибавка массы тела, гр.

Прибавка массы тела за истекший период, гр.

1

3

3

600

600

2

3

6

800

1400

3

2,5

8,5

800

2200

4

2,5

11

750

2950

5

2

13

700

3650

6

2

15

650

4300

7

2

17

600

4900

8

2

19

550

5450

9

1,5

20,5

500

5950

10

1,5

22

450

6400

11

1,5

23,5

400

6800

12

1,5

25

350

7150

 



РОСТ. Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. Рост и развитие детей считаются одним из лучших критериев состояния здоровья населения. Рост – отражение системного процесса развития. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени, замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов 1999 г.).


На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедлясь.

 

Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам:  параметрическим или сигмальным  и непараметрическим – центильным.

 

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения).

 

Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах (или «коридорах») 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. табл. 1 и табл. 2).


Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года (табл. 3). У доношенных рождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

 

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см., однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.



Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом. За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.



МАССА ТЕЛА. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.



Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает. Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3. Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 - ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п - число месяцев жизни ребёнка минус три.



Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.


Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии - 400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.


В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ. При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.


Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).


У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела, окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни окружность головы должна «вырасти» на 4 см (т.е. в 3 месяца – 40 см.). За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.


Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди - над бровями.


Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.


У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном - на 1-2 см в год.


Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a у детей, у которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии, поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка. Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у остальных детей - к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.


Для оценки пропорциональности развития предложены некоторые антропометрические индексы (Чулицкой, Бругша, Эрисмана, Пирке и др.), которые используются для специальных исследований.


Поскольку на физическое развитие влияют многие факторы, действующие в течение длительного времени в разных экономико-географических районах страны, то физическое развитие может быть различным, поэтому возникает необходимость разрабатывать местные стандарты, т.е. условные нормы, полученные на основании обследования больших однородных групп детей.



СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).


В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову, в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот, в 5,5 –6 месяцев - хорошо поворачивается с живота на спину, в 6 месяцев - сидит, если его посадили, в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам, в 9 месяцев – хорошо стоит, в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой, к 12 месяцам – самостоятельно ходит.


Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев.


СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ. Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.


Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение, не может служить критерием общего развития ребёнка, если он рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые различия и показатели физического развития на первом году жизни выражены незначительно.


Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.


Таблица 1. Таблица для оценки длины тела мальчиков 0-12 месяцев
 

Возраст (мес.) Центили
3 10 25 50 75 90 97
Центильные интервалы
1 2       3 4 5 6 7 8
0 46,5 48,0 49,8 51,3 52,3 53,5 55,0
1 49,5 51,2 52,7 54,5 55,6 56,5 57,3
2 52,6 53,8 55,3 57,3 58,2 59,4 60,9
3 55,3 56,5 58,1 60,0 60,9 62,0 63,8
4 57,5 58,7 60,6 62,0 63,1 64,5 66,3
5 59,9 61,1 62,3 64,3 65,6 67,0 68,9
6 61,7 63,0 64,8 66,1 67,7 69,0 71,2
7 63,8 65,1 66,3 68,0 69,8 71,1 73,5
8 65,5 66,8 68,1 70,0 71,3 73,1 75,3
9 67,3 68,2 69,8 71,3 73,1 75,1 77,2
10 68,8 69,1 71,2 73,0 75,1 76,9 78,8
11 70,1 71,3 72,6 74,3 76,2 78,0 80,3
12 71,2 72,3 74,0 75,5 77,3 79,7 81,7



Таблица 2. Таблица для оценки длины тела девочек 0-12 месяцев

Возраст (мес.) Центили
3 10 25 50 75 90 97
Центильные интервалы
1 2    3 4 5 6 7 8
0 45,8 47,5 49,8 50,7 52,0 53,1 53,9
1 48,5 50,3 52,1 53,5 55,0 56,1 57,3
2 51,2 53,3 55,2 56,8 58,0 59,3 60,6
3 54,0 56,2 57,6 59,3 60,7 61,8 63,6
4 56,7 58,4 60,0 61,2 62,8 64,0 65,7
5 59,1 60,8 62,0 63,8 65,1 66,6 68,0
6 60,8 62,5 64,1 65,5 67,1 68,8 70,0
7 62,7 64,1 65,9 67,5 69,2 70,4 71,9
8 64,5 66,0 67,5 69,0 70,5 72,5 73,7
9 66,0 67,5 69,1 70,2 72,0 74,1 75,5
10 67,5 69,0 70,3 71,9 73,2 75,3 76,8
11 68,9 70,1 71,5 73,0 74,7 76,5 78,1
12 70,1 71,4 72,8 74,1 75,8 78,0 79,6



Таблица 3. Таблица для оценки массы тела (кг) по длине тела (мальчики)
 

Длина тела (в см) Центили
3 10 25 50 75 90 97
Центильные интервалы
1  2     3 4 5 6 7 8
50 2,7 2,9 3,1 3,4 3,7 3,9 4,1
51 2,8 3,0 3,3 3,6 3,9 4,1 4,3
52 3,0 3,2 3,5 3,8 4,1 4,3 4,5
53 3,2 3,4 3,6 4,0 4,3 4,5 4,8
54 3,3 3,5 3,8 4,2 4,5 4,8 5,0
55 3,4 3,7 4,0 4,3 4,7 5,0 5,3
56 3,6 3,9 4,2 4,6 4,9 5,3 5,6
57 3,8 4,1 4,4 4,8 5,2 5,6 5,9
58 4,0 4,3 4,7 5,1 5,5 5,9 6,3
59 4,3 4,6 5,0 5,4 5,8 6,2 6,6
60 4,6 4,9 5,3 5,7 6,1 6,6 7,0
61 4,8 5,2 5,6 6,0 6,4 6,9 7,3
62 5,1 5,5 5,9 6,3 6,8 7,3 7,7
63 5,4 5,8 6,2 6,6 7,1 7,6 8,1
64 5,7 6,1 6,5 6,9 7,4 7,9 8,5
65 6,0 6,4 6,8 7,2 7,7 8,3 8,8
66 6,2 6,6 7,0 7,5 8,0 8,6 9,1
67 6,5 6,9 7,3 7,8 8,3 8,9 9,4
68 6,7 7,1 7,6 8,0 8,6 9,2 9,7
69 7,0 7,3 7,8 8,3 8,8 9,4 10,0
70 7,2 7,6 8,0 8,6 9,1 9,7 10,3
71 7,4 7,8 8,3 8,8 9,3 10,0 10,5
72 7,6 8,1 8,5 9,0 9,6 10,3 10,8
73 7,8 8,3 8,8 9,3 9,9 10,5 11,0
74 8,1 8,5 9,0 9,5 10,1 10,7 11,3
75 8,3 8,8 9,2 9,7 10,3 11,0 11,6
76 8,5 9,0 9,4 10,0 10,6 11,2 11,8
77 8,8 9,2 9,6 10,2 10,8 11,4 12,0
78 9,0 9,4 9,8 10,4 11,1 11,7 12,3
79 9,2 9,6 10,1 10,7 11,3 11,9 12,5
80 9,4 9,8 10,3 10,9 11,5 12,2 12,7
81 9,6 10,0 10,5 11,1 11,8 12,4 12,9



Таблица 5. Таблица для оценки массы тела (кг) по длине тела (девочки)
 

Длина тела (в см) Центили
3 10 25 50 75 90 97
Центильные интервалы
1  2     3 4 5 6 7 8
50 2,6 2,8 3,0 3,3 3,5 3,7 4,0
51 2,7 2,9 3,1 3,5 3,7 3,9 4,2
52 2,8 3,1 3,3 3,6 3,9 4,2 4,4
53 3,0 3,3 3,5 3,8 4,1 4,4 4,6
54 3,2 3,5 3,7 4,0 4,3 4,6 4,9
55 3,4 3,6 3,9 4,2 4,5 4,8 5,2
56 3,6 3,8 4,1 4,4 4,8 5,1 5,4
57 3,8 4,1 4,3 4,7 5,0 5,4 5,7
58 4,0 4,3 4,6 4,9 5,3 5,7 6,1
59 4,2 4,5 4,8 5,2 5,6 6,0 6,4
60 4,4 4,7 5,1 5,5 6,0 6,3 6,8
61 4,6 4,9 5,3 5,8 6,2 6,7 7,2
62 4,8 5,2 5,6 6,0 6,5 7,0 7,5
63 5,1 5,4 5,9 6,3 6,8 7,4 7,9
64 5,4 5,7 6,2 6,6 7,1 7,7 8,2
65 5,7 6,0 6,5 6,9 7,4 8,1 8,6
66 6,0 6,3 6,8 7,2 7,8 8,4 8,9
67 6,2 6,6 7,1 7,5 8,2 8,7 9,2
68 6,5 6,9 7,4 7,8 8,4 8,9 9,5
69 6,7 7,2 7,6 8,1 8,7 9,2 9,8
70 7,0 7,4 7,9 8,4 9,0 9,5 10,1
71 7,2 7,7 8,1 8,7 9,2 9,8 10,3
72 7,5 7,9 8,3 8,9 9,5 10,0 10,6
73 7,7 8,2 8,6 9,1 9,7 10,2 10,8
74 7,9 8,4 8,8 9,3 9,9 10,4 11,0
75 8,2 8,6 9,1 9,6 10,2 10,6 11,2
76 8,4 8,8 9,3 9,8 10,4 10,8 11,4
77 8,6 9,0 9,5 10,0 10,6 11,1 11,6
78 8,8 9,2 9,7 10,2 10,8 11,3 11,8
79 8,9 9,4 9,9 10,4 11,0 11,5 12,0
80 9,1 9,6 10,0 10,6 11,2 11,7 12,2
81 9,3 9,8 10,2 10,8 11,4 11,8 12,4


Источник

Похожие статьи:

Ребенок до годаТаблица развития ребенка. 1-3 месяц

Ребенок до годаТаблица развития ребенка. 7-9 месяц

Ребенок до годаТаблица развития ребенка. 4-6 месяц

Ребенок до годаТаблица развития ребенка. 10-12 месяц


_______________________________________
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Комментарии (0)
Добавить комментарий

ВКОНТАКТЕ и ДРУГИЕ СОЦСЕТИ